Звуки природы
Конспект совместного с родителями воспитанников мероприятия в старшей группе
в форме игры – викторины
«Звуки музыки»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: развивать навыки совместного игрового музыкального творчества детей и родителей.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умение понять поставленную задачу и решить её.
2. Способствовать развитию интегративных качеств личности (любознательный, активный; эмоционально- отзывчивый и другие).
3. Закрепить знания детей о музыке, композиторах, музыкальных инструментах, умение узнавать музыкальные произведения (классические и детские песни).
4. Закрепить умение детей играть на музыкальных инструментах.
5. Развивать умение отвечать полными и краткими ответами на вопросы.
Воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
2. Воспитание усидчивости.
3. Воспитание активности.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность.
2. Развивать память, внимание, мышление.
3. Развивать ритмический слух.
3. Развивать выразительность движений в исполнении музыкально-ритмических композиций.
Используемые технологии:
1. Информационные (компьютерные) технологии.
2. Здоровьесберегающие технологии.
Подготовительная работа:
1. Разучить с детьми песни и танцы.
2. Познакомить детей с материалом для конкурса «Угадай мелодию», с композиторами.
3. Дать консультацию родителям по выполнению домашнего задания (изготовление самодельных шумовых инструментов).
4. Организовать родителей для участия в музыкально-познавательной программе.
5. Изготовить пособия, для мероприятия: эмблемы, грамоты, сигналы, пособие для ритмической эстафеты.
Материалы и оборудование:
1. Мультимедийная установка.
2. Музыкальный центр.
3. Столы для участников и жюри.
4. Эмблемы для участников команд, грамоты.
5. Детские шумовые инструменты.
Ход мероприятия
Музыкальный руководитель: Добрый день! Я очень рада видеть всех на нашей музыкальной викторине. Вас ожидают занимательные вопросы, интересные конкурсы и весёлые песни. Но игра наша – это игра-соревнование, поэтому нам не обойтись без строгого и компетентного жюри. Поприветствуем членов нашего жюри:
Вопросы будут самые разные. Но я думаю, что вы с ними справитесь. За каждый конкурс жюри присуждает от 1 до 3 баллов в зависимости от правильности и быстроты ответов.
Мы поделись на две команды. Справа от меня команда «Весёлые нотки», а слева «До-ре-ми».
Прежде, чем начнётся наша викторина, приглашаю всех на дружную, танцевальную разминку.
«Танец сидя»
Ну, а теперь конкурсы и вопросы для наших команд.
1. Конкурс «Угадай мелодию, определи звук».
Задание для детей: Вам надо определить, что за звук вы услышите.
Предложенный материал: звук салюта, шелест листьев, тиканье часов, звон капели, звук работающего насоса, стук топора, визг пилы, шум прибоя.
Задание для взрослых: Вам надо внимательно послушать музыкальное произведение, сказать название и, если сможете, автора.
Как только ответ будет готов, поднимите сигнал со скрипичным ключом.
Предложенный материал:
• П. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
• Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля»
• Э. Хачатурян «Танец с саблями»
• П. Чайковский «Вальс цветов»
• Э. Григ «В пещере горного короля»
• Ш. Сен-Санс «Аквариум»
2. Следующий конкурс: надо придумать слова, в которых встречаются названия нот: кто больше. Например: дом, помидор, мимоза, мир, фартук. Перед вами лежат листочки и карандаши. Родители будут записывать придуманные детьми слова. Говорим тихо, чтобы другая команда не услышала.
Готовы? Начинает читать слова команда «Весёлые нотки» (родители поочередно читают слова).
3. Конкурс «Ритмическая эстафета» с самодельными шумовыми инструментами.
На мольберте выложены ритмические формулы, необходимо воспроизвести ритмический рисунок с помощью ваших шумовых инструментов.
Побеждает тот, кто сделает это правильнее и быстрее.
Конкурс проводится 2 раза.
А сейчас я предлагаю вам размяться и выполнить весёлую зарядку.
Зарядка с использованием видеоролика.
4. Скажите, а вы хорошо знаете детские песни?
Сейчас проверим. Попробуйте справиться с таким заданием:
угадайте песню по описанию. Это задание рассчитано на помощь родителей. По - очереди команды выбирают нотку по цвету (разноцветные ноты). И я рассказываю о чём говорится в этой песне.
1. Песня о голубом транспорте, который катится навстречу новым приключениям (Голубой вагон).
2. Песня о поношенной зимней обуви (Валенки).
3. Песня о том, как на воздушном вертолёте привезли подарок на день рождения («Пусть бегут неуклюже»).
4. Песня о празднике, который встречают со слезами на глазах («День Победы»).
5. Песня о том, как хорошо шагать с друзьями и петь песни («Вместе весело шагать»).
6. Песенка девочки, которая носила яркий головной убор («песенка Красной шапочки»)
7. Песня о том, что получится, если умножить одно число на другое («2x2=4»).
5. Следующий Конкурс «Музыкальные вопросы»:
Я поочерёдно задаю командам вопросы, команда быстро старается ответить. Другая команда и зрители молчат, не помогают.
• На каком инструменте играл Садко? (гусли);
• Как называется ансамбль, состоящий из 3х человек? (трио);
• Каким инструментом владеет каждый человек? (голос);
• Каким ключом не откроешь дверь? (скрипичный ключ);
• Какую ноту кладут в суп? (соль);
• На пяти проводах отдыхает стая птах? (ноты);
• Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан);
• Музыкальный инструмент в форме стола на трёх ножках (рояль);
• Самый музыкальный цветок (колокольчик);
• Самый низкий мужской голос (бас);
• Назовите любимый музыкальный инструмент Карабаса-Барабаса (труба);
• Сколько струн у балалайки? (3);
• Как называется песня, которую поют перед сном? (колыбельная);
• Профессия человека, который пишет музыку? (композитор).
6. Последний Конкурс «Музыкальные инструменты».
Попробуйте узнать музыкальный инструмент по звучанию. Команды выходят и строятся друг за другом.
Внимательно слушаем звучание, по очереди участники подходят, выбирают прозвучавший инструмент, кладут на стол возле своей команды, и садятся на стулья. Затем звучит другой инструмент – идут следующие участники, побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
После конкурса выступает «Оркестр». Дети исполняют песни в сопровождении игры на самодельных музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: Завершились наши музыкальные конкурсы.
Подведение итогов, награждение.
1. Звуки изображаются посредством особого рода знаков, называемых…
Ответ: ноты
2. Кому принадлежат слова «Я — король скрипки, а гитара — моя королева»?
Ответ: Никколо Паганини
3. Сколько нот в нотной грамоте?
Ответ: семь
4. Как называется набор из пяти линий, на которых и между которыми записываются ноты?
Ответ: нотный стан
5. Что общего между гитарой и роялем?
Ответ: в этих инструментах для извлечения звука используются струны
6. Как называется большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных музыкальных инструментах?
Ответ: оркестр
7. Какие две ноты «образуют» продукт, растущий в огороде?
Ответ: «фа», «соль» (фасоль)
8. Как называется басня И.А.Крылова, в которой четыре «музыканта» играли, кто в лес, кто по дрова?
Ответ: «Квартет»
9. Как называется рассказ Чехова, в котором Яков очень хорошо играл на скрипке, особенно русские песни?
Ответ: «Скрипка Ротшильда»
10. Как называется музыкальный коллектив из трех исполнителей?
Ответ: трио
11. Как называется естественный, данный природой, музыкальный инструмент, звучание которого формируется гортанью?
Ответ: певческий голос
12. Какой немецкий механик в 1812 году сконструировал один из вариантов метронома в виде молоточка, отбивающего удары о деревянную наковальню?
Ответ: Иоганн Мельцель
13. Что такое аккомпанемент?
Ответ: музыкальное сопровождение мелодии голоса, мелодии инструментального произведения
14. Отгадайте музыкальный инструмент:
На первом звучит музыка и танцуют дамы и кавалеры
Второе — разделительный союз в русском языке
Третье — порода собак
Ответ: балалайка
15. В детстве он нередко сидел под роялем, всхлипывая, когда ему случалось напроказить. А мать тем временем наигрывала всегда один и тот же старинный романс. Эта музыка казалась Сереже особенно обидной. За инструмент часто садился и его отец, Василий Аркадьевич. А из Сережи вырос знаменитый композитор, пианист-виртуоз. О ком идет речь?
Ответ: Сергей Рахманинов
16. Эти музыканты были обязательными участниками календарных праздников на Руси, свадеб, ярмарок, коронаций. Они умели сочинять песни, сценки, играли на всевозможных инструментах. Как их называли на Руси?
Ответ: скоморохи
17. Как называется самый старинный щипковый струнный музыкальный инструмент?
Ответ: арфа
18. В каком веке утвердился термин «увертюра»?
Ответ: в XVII веке, во Франции
19. На каких музыкальных инструментах играл император Александр I?
Ответ: на скрипке и кларнете
20. Какой русский композитор в 1859 году в Петербурге организовал «Русское музыкальное общество»?
Ответ: Антон Рубинштейн
21. Какой инструмент Клара украла у Карла в известной скороговорке?
Ответ: кларнет
22. О каком музыкальном инструменте Г.Берлиоз сказал «Этот инструмент — скрипка среди деревянных духовых инструментов»?
Ответ: кларнет
23. Кого мы называем королем вальса?
Ответ: Иоганна Штрауса
Уважаемые родители!
с 1975 года, ежегодно 1 октября, отмечается Международный день музыки, который учрежден по инициативе Международного музыкального совета (IMC) при ЮНЕСКО. Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки в России является композитор Дмитрий Шостакович.
Викторина «Музыкальные вопросы»:
- Сколько нот в нотной грамоте?
- Как называется большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных музыкальных инструментах?
- Какую ноту кладут в суп?
- Самый музыкальный цветок?
- Самый низкий мужской голос ?
- Профессия человека, который пишет музыку?
- Сколько струн у балалайки?
- Какие две ноты «образуют» продукт, растущий в огороде?
- Эти музыканты были обязательными участниками календарных праздников на Руси, свадеб, ярмарок, коронаций. Они умели сочинять песни, сценки, играли на всевозможных инструментах. Как их называли на Руси?
- Как называется самый старинный щипковый струнный музыкальный инструмент?
- На каких музыкальных инструментах играл император Александр I?
- Какой инструмент Клара украла у Карла в известной скороговорке?
- Кого мы называем королем вальса?
Победителям викторины вручаются грамоты
Просим предоставить ответы в понедельник д/с.
Музыкальный руководитель: Полятинская С.Д.
Уважаемые родители!
с 1975 года, ежегодно 1 октября, отмечается Международный день музыки, который учрежден по инициативе Международного музыкального совета (IMC) при ЮНЕСКО. Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки в России является композитор Дмитрий Шостакович.
Викторина «Музыкальные вопросы»:
- Сколько нот в нотной грамоте?
- Как называется большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных музыкальных инструментах?
- Какую ноту кладут в суп?
- Самый музыкальный цветок?
- Самый низкий мужской голос ?
- Профессия человека, который пишет музыку?
- Сколько струн у балалайки?
- Какие две ноты «образуют» продукт, растущий в огороде?
- Эти музыканты были обязательными участниками календарных праздников на Руси, свадеб, ярмарок, коронаций. Они умели сочинять песни, сценки, играли на всевозможных инструментах. Как их называли на Руси?
- Как называется самый старинный щипковый струнный музыкальный инструмент?
- На каких музыкальных инструментах играл император Александр I?
- Какой инструмент Клара украла у Карла в известной скороговорке?
- Кого мы называем королем вальса?
Победителям викторины вручаются грамоты
Просим предоставить ответы в понедельник д/с.
Музыкальный руководитель: Полятинская С.Д.