План работы по профориентационной работе
ПРОЕКТ
«ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ДОУ»
«Профориентационная работа в условиях ДОУ»
Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощённо представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути. Такой комплекс мер разрабатывается на основе кадровой политики страны в целом, отрасли, региона, конкретного предприятия или организации, и реализуется специалистами (профориентаторами, педагогами, психологами) через различные занятия и мероприятия (экскурсии, игры, беседы и т. п.).
Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:
- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.
Цель проекта: выстраивание в образовательном учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей.
Задачи проекта:
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- знакомить с трудом людей рабочих профессий: повара, каменщика, плотника, слесаря, штукатура-маляра и т.д.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
- формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Мероприятия по проведению профориентационной работы
с участниками образовательного процесса
№ п/п |
Сроки реализации |
Мероприятия |
Ответственные лица |
1 |
сентябрь |
Разработка плана мероприятий по проведению профориентационной работы с детьми |
|
2 |
октябрь |
Экскурсии в ДПД и в библиотеку
|
воспитатели старших и подготовительных групп |
3 |
ноябрь |
Экскурсии по детскому саду (знакомство с профессиями дворника, прачки, повара, психолога и т.д.) |
воспитатели старших и подготовительных групп |
4 |
декабрь |
Встречи с участковым |
воспитатели старших и подготовительных групп |
5 |
январь |
Конкурс чтецов «Каждая профессия важна и нужна» Встречи с работниками газовой и коммунальных служб |
воспитатели старших и подготовительных групп |
6 |
февраль |
Конкурс рисунков «Мой папа на работе» Фотовыставка «Я у папы на работе» Экскурсии в ветеринарный пункт |
воспитатели старших и подготовительных групп |
7 |
Март |
Конкурс рисунков «Моя мама на работе» Фотовыставка «Я у мамы на работе» Встречи с работниками Фермерских хозяйств и цех по переработке молока |
воспитатели старших и подготовительных групп |
8 |
апрель |
Экскурсии в продуктовый магазин |
воспитатели старших и подготовительных групп |
9 |
Май |
Экскурсии в ФАП и в школу |
воспитатели старших и подготовительных групп |
10 |
в течение года |
Обновление и дополнение сюжетно-ролевых и литературных центров, дидактических игр; беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, фото- и видеопрезентаций, фильмов на ООД и в режимных моментах на соответствующую тематику. |
воспитатели старших и подготовительных групп |
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-техническое обеспечение:
- музыкальный зал, групповые комнаты ДОУ;
- мультимедийные средства, компьютеры;
- художественная литература, папки с иллюстрациями и картинами, фото- и видео презентации и фильмы на соответствующую тематику.
Реализация проекта осуществляется с участием МКУ «Управление образования», Куокуйской модельной библиотеки, Куокуйский ФАП, МБОУ «Куокуйская СОШ», Цех по переработке молока, ИП КФХ, Магазины.
Временное обеспечение:
проект реализуется с 1 сентября по 31 мая каждого учебного года.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.